Вопрос: Сейчас Ване 6 лет, скоро он пойдет в школу. Мальчик уже хорошо читает и умеет писать печатными буквами. Но в школе будут много внимания уделять красивому письму, поэтому меня волнует вопрос: как подготовить ребенка к этому занятию, чтобы его рука не уставала и привыкала трудиться.
О т в е т: Развивать мелкую моторику рук нужно постоянно, начиная с самого раннего возраста, приучая ребенка самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки. А теперь подготавливать руку к письму надо с особым усердием, иначе ваш сын много времени и сил потратит на овладение навыками письма. Вот несколько упражнений, которыми стоит заняться.
Щетка
Продаются специальные круглые щетки для волос с множеством колких щетинок. Пусть ребенок катает такую щетку между ладонями. Чтобы ему было веселее и он знал, когда закончить упражнение, выучите стихотворение:
У сосны, у пихты, у елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник.
Тесто
Вам потребуется кастрюля и 1 кг гороха. Пусть ребенок наслаждается, перебирая горох в кастрюле руками. Да еще приговаривает:
Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.
Можно подобрать любые четверостишия. А вот упражнения посложнее.
Раз — горох, два — горох!
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошину за горошиной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подходят любые.
Катаемся на «лыжах»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы «встают» в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Перебираем спички
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): указательными, средними и т. д.
«Кусачая» прищепка
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Сколько месяцев в году?
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая их пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.
Платок и орех
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке, или катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.